|
Hекотоpые методы сжатия данных
N.B. Здесь рассматриваются только алгоритмы производящие сжатие без потерь,
т.е. допускающие восстановление исходной информации "байт в байт".
Running - Это самый простой из методов упаковки информации . Предположите
что Вы имеете строку текста, и в конце строки стоит 40 пробелов.
алицо явная избыточность имеющейся информации. Проблема сжатия этой строки
решается очень просто - эти 40 пробелов ( 40 байт ) сжимаются в 3 байта с
помощью упаковки их по методу повторяющихся символов (running). Первый байт,
стоящий вместо 40 пробелов в сжатой строке , фактически будет явлться
пробелом ( последовательность была из пробелов ) . Второй байт - специальный
байт "флажка" который указывает что мы должны развернуть предыдущий в строке
байт в последовательность при восстановлении строки . Третий байт - байт
счета ( в нашем случае это будет 40 ). Как Вы сами можете видеть, достаточно
чтобы любой раз, когда мы имеем последовательность из более 3-х одинаковых
символов, заменять их выше описанной последовательностью , чтобы на выходе
получить блок информации меньший по размеру, но допускающий восстановление
информации в исходном виде.
Оставляя все сказанное выше истинным , добавлю лишь то, что в данном
методе основной проблемой является выбор того самого байта "флажка", так как
в реальных блоках информации как правило используются все 256 вариантов
байта и нет возможности иметь 257 вариант - "флажок". а первый взгляд эта
проблема кажется неразрешимой , но к ней есть ключик , который Вы найдете
прочитав о кодировании с помощью алгоритма Хаффмана ( Huffman ).
LZW - История этого алгоритма начинается с опубликования в мае 1977 г.
Дж. Зивом ( J. Ziv ) и А. Лемпелем ( A. Lempel ) статьи в журнале
" Информационные теории " под названием " IEEE Trans ". В последствии этот
алгоритм был доработан Терри А. Велчем ( Terry A. Welch ) и в окончательном
варианте отражен в статье " IEEE Compute " в июне 1984 . В этой статье опи-
сывались подробности алгоритма и некоторые общие проблемы с которыми можно
столкнуться при его реализации. Позже этот алгоритм получил название - LZW
( Lempel - Ziv - Welch ) .
Алгоритм LZW представляет собой алгоритм кодирования последовательностей
неодинаковых символов. Возьмем для примера строку " Объект TSortedCollection
порожден от TCollection.". Анализируя эту строку мы можем видеть, что слово
"Collection" повторяется дважды. В этом слове 10 символов - 80 бит. И если
мы сможем заменить это слово в выходном файле, во втором его включении, на
ссылку на первое включение, то получим сжатие информации. Если рассматривать
входной блок информации размером не более 64К и ограничится длинной кодируе-
мой строки в 256 символов, то учитывая байт "флаг" получим, что строка из 80
бит заменяется 8+16+8 = 32 бита. Алгоритм LZW как-бы "обучается" в процессе
сжатия файла. Если существуют повторяющиеся строки в файле , то они будут
закодированны в таблицу. Очевидным преимуществом алгоритма является то, что
нет необходимости включать таблицу кодировки в сжатый файл. Другой важной
особенностью является то, что сжатие по алгоритму LZW является однопроходной
операцией в противоположность алгоритму Хаффмана ( Huffman ) , которому
требуется два прохода.
Huffman - Сначала кажется что создание файла меньших размеров из исходного
без кодировки последовательностей или исключения повтора байтов
будет невозможной задачей. о давайте мы заставим себя сделать несколько
умственных усилий и понять алгоритм Хаффмана ( Huffman ). Потеряв не так
много времени мы приобретем знания и дополнительное место на дисках.
Сжимая файл по алгоритму Хаффмана первое что мы должны сделать - это
необходимо прочитать файл полностью и подсчитать сколько раз встречается
каждый символ из расширенного набора ASCII. Если мы будем учитывать все
256 символов, то для нас не будет разницы в сжатии текстового и EXE файла.
После подсчета частоты вхождения каждого символа, необходимо просмотреть
таблицу кодов ASCII и сформировать мнимую компоновку между кодами по
убыванию. То есть не меняя местонахождение каждого символа из таблицы в
памяти отсортировать таблицу ссылок на них по убыванию. Каждую ссылку из
последней таблицы назовем "узлом". В дальнейшем ( в дереве ) мы будем позже
размещать указатели которые будут указывает на этот "узел". Для ясности
давайте рассмотрим пример:
Мы имеем файл длинной в 100 байт и имеющий 6 различных символов в
себе . Мы подсчитали вхождение каждого из символов в файл и получили
следующее :
Є”””””””””””””””””’”””””’”””””’”””””’”””””’”””””’”””””Џ
ѓ cимвол ѓ A ѓ B ѓ C ѓ D ѓ E ѓ F ѓ
І”””””””””””””””””і”””””і”””””і”””””і”””””і”””””і”””””„
ѓ число вхождений ѓ 10 ѓ 20 ѓ 30 ѓ 5 ѓ 25 ѓ 10 ѓ
ђ”””””””””””””””””‘”””””‘”””””‘”””””‘”””””‘”””””‘”””””©
Теперь мы берем эти числа и будем называть их частотой вхождения
для каждого символа. Разместим таблицу как ниже.
Є”””””””””””””””””’”””””’”””””’”””””’”””””’”””””’”””””Џ
ѓ cимвол ѓ C ѓ E ѓ B ѓ F ѓ A ѓ D ѓ
І”””””””””””””””””і”””””і”””””і”””””і”””””і”””””і”””””„
ѓ число вхождений ѓ 30 ѓ 25 ѓ 20 ѓ 10 ѓ 10 ѓ 5 ѓ
ђ”””””””””””””””””‘”””””‘”””””‘”””””‘”””””‘”””””‘”””””©
Мы возьмем из последней таблицы символы с наименьшей частотой. В нашем
случае это D (5) и какой либо символ из F или A (10), можно взять любой из
них например A.
Сформируем из "узлов" D и A новый "узел", частота вхождения для которого
будет равна сумме частот D и A :
Частота 30 10 5 10 20 25
Символа C A D F B E
ѓ ѓ
ђ””’””©
Є‘”Џ
ѓ15ѓ = 5 + 10
ђ””©
омер в рамке - сумма частот символов D и A. Теперь мы снова ищем два
символа с самыми низкими частотами вхождения. Исключая из просмотра D и A и
рассматривая вместо них новый "узел" с суммарной частотой вхождения. Самая
низкая частота теперь у F и нового "узла". Снова сделаем операцию слияния
узлов :
Частота 30 10 5 10 20 25
Символа C A D F B E
ѓ ѓ ѓ
ѓ ѓ ѓ
ѓ Є””Џѓ ѓ
ђ”„15І© ѓ
ђ’”© ѓ
ѓ ѓ
ѓ Є””Џ ѓ
ђ””””„25І”© = 10 + 15
ђ””©
Рассматриваем таблицу снова для следующих двух символов ( B и E ).
Мы продолжаем в этот режим пока все "дерево" не сформировано, т.е. пока все
не сведется к одному узлу.
Частота 30 10 5 10 20 25
Символа C A D F B E
ѓ ѓ ѓ ѓ ѓ ѓ
ѓ ѓ ѓ ѓ ѓ ѓ
ѓ ѓ Є””Џѓ ѓ ѓ ѓ
ѓ ђ”„15І© ѓ ѓ ѓ
ѓ ђ’”© ѓ ѓ ѓ
ѓ ѓ ѓ ѓ ѓ
ѓ ѓ Є””Џ ѓ ѓ Є””Џ ѓ
ѓ ђ””””„25І”© ђ”„45І”©
ѓ ђ’”© ђ’”©
ѓ Є””Џ ѓ ѓ
ђ””””„55І””””””© ѓ
ђ”’© ѓ
ѓ Є””””””””””””Џ ѓ
ђ”””„ Root (100) І””””©
ђ””””””””””””©
Теперь когда наше дерево создано, мы можем кодировать файл . Мы должны
всенда начнинать из корня ( Root ) . Кодируя первый символ (лист дерева С)
Мы прослеживаем вверх по дереву все повороты ветвей и если мы делаем левый
поворот, то запоминаем 0-й бит, и аналогично 1-й бит для правого поворота.
Так для C, мы будем идти влево к 55 ( и запомним 0 ), затем снова влево (0)
к самому символу . Код Хаффмана для нашего символа C - 00. Для следующего
символа ( А ) у нас получается - лево,право,лево,лево , что выливается в
последовательность 0100. Выполнив выше сказанное для всех символов получим
C = 00 ( 2 бита )
A = 0100 ( 4 бита )
D = 0101 ( 4 бита )
F = 011 ( 3 бита )
B = 10 ( 2 бита )
E = 11 ( 2 бита )
Каждый символ изначально представлялся 8-ю битами ( один байт ), и так
как мы уменьшили число битов необходимых для представления каждого символа,
мы следовательно уменьшили размер выходного файла . Сжатие складывется
следующим образом :
Є””””””””””’””””””””””””””””’”””””””””””””””””””’””””””””””””””Џ
ѓ Частота ѓ первоначально ѓ уплотненные биты ѓ уменьшено на ѓ
І””””””””””і””””””””””””””””і”””””””””””””””””””і””””””””””””””„
ѓ C 30 ѓ 30 x 8 = 240 ѓ 30 x 2 = 60 ѓ 180 ѓ
ѓ A 10 ѓ 10 x 8 = 80 ѓ 10 x 3 = 30 ѓ 50 ѓ
ѓ D 5 ѓ 5 x 8 = 40 ѓ 5 x 4 = 20 ѓ 20 ѓ
ѓ F 10 ѓ 10 x 8 = 80 ѓ 10 x 4 = 40 ѓ 40 ѓ
ѓ B 20 ѓ 20 x 8 = 160 ѓ 20 x 2 = 40 ѓ 120 ѓ
ѓ E 25 ѓ 25 x 8 = 200 ѓ 25 x 2 = 50 ѓ 150 ѓ
ђ””””””””””‘””””””””””””””””‘”””””””””””””””””””‘””””””””””””””©
Первоначальный размер файла : 100 байт - 800 бит;
Размер сжатого файла : 30 байт - 240 бит;
240 - 30% из 800 , так что мы сжали этот файл на 70%.
Все это довольно хорошо, но неприятность находится в том факте, что для
восстановления первоначального файла, мы должны иметь декодирующее дерево,
так как деревья будут различны для разных файлов . Следовательно мы должны
сохранять дерево вместе с файлом . Это превращается в итоге в увеличение
размеров выходного файла .
В нашей методике сжатия и каждом узле находятся 4 байта указателя,
по этому, полная таблица для 256 байт будет приблизительно 1 Кбайт длинной.
Таблица в нашем примере имеет 5 узлов плюс 6 вершин ( где и находятся
наши символы ) , всего 11 . 4 байта 11 раз - 44 . Если мы добавим после
небольшое количество байтов для сохранения места узла и некоторую другую
статистику - наша таблица будет приблизительно 50 байтов длинны.
Добавив к 30 байтам сжатой информации, 50 байтов таблицы получаем, что
общая длинна архивного файла вырастет до 80 байт . Учитывая , что
первоначальная длинна файла в рассматриваемом примере была 100 байт - мы
получили 20% сжатие информации.
е плохо . То что мы действительно выполнили - трансляция символьного
ASCII набора в наш новый набор требующий меньшее количество знаков по
сравнению с стандартным.
Что мы можем получить на этом пути ?
Рассмотрим максимум которй мы можем получить для различных разрядных
комбинацй в оптимальном дереве, которое является несимметричным.
Мы получим что можно иметь только :
4 - 2 разрядных кода;
8 - 3 разрядных кодов;
16 - 4 разрядных кодов;
32 - 5 разрядных кодов;
64 - 6 разрядных кодов;
128 - 7 разрядных кодов;
еобходимо еще два 8 разрядных кода.
4 - 2 разрядных кода;
8 - 3 разрядных кодов;
16 - 4 разрядных кодов;
32 - 5 разрядных кодов;
64 - 6 разрядных кодов;
128 - 7 разрядных кодов;
--------
254
Итак мы имеем итог из 256 различных комбинаций которыми можно
кодировать байт . Из этих комбинаций лишь 2 по длинне равны 8 битам.
Если мы сложим число битов которые это представляет, то в итоге получим
1554 бит или 195 байтов. Так в максимуме , мы сжали 256 байт к 195 или 33%,
таким образом максимально идеализированный Huffman может достигать сжатия
в 33% когда используется на уровне байта .
Все эти подсчеты производились для не префиксных кодов Хаффмана т.е.
кодов, которые нельзя идентифицировать однозначно. апример код A - 01011 и
код B - 0101 . Если мы будем получать эти коды побитно, то получив биты 0101
мы не сможем сказать какой код мы получили A или B , так как следующий бит
может быть как началом следующего кода, так и продолжением предыдущего.
еобходимо добавить, что ключем к построению префиксных кодов служит
обычное бинарное дерево и если внимательно рассмотреть предыдущий пример
с построением дерева , можно убедится , что все получаемые коды там
префиксные.
Одно последнее примечание - алгоритм Хаффмана требует читать входной
файл дважды , один раз считая частоты вхождения символов , другой раз
производя непосредственно кодирование.
 |
|
|